В довоенное время, эту историю приняли бы за сарказм, хотя неопытные водители существовали всегда.
Днями, молодой парень на серой иномарке простоял на перекрёстке улицы Рекордной и проспекта Металлургов около часу. А всё из-за того, что он попал в промежуток времени, когда действовали плановые отключения электроэнергии (к сожалению, в Запорожье, светофоры не оборудованы резервным питанием или отдельной линией).
Водитель был уверен, что при неработающем светофоре он обязан пропускать всех пешеходов. К его несчастью, это случилось в утренний час пик, когда желающих перейти дорогу было предостаточно. Масла в огонь добавил и оживленный поток по проспекту Металлургов, который, согласно знаков дорожного движения – является главной дорогой.
Регулируемый перекрёсток нужно проезжать руководствуясь только сигналами светофора. Знаки приоритета вступают в силу, лишь когда светофор «молчит» или моргает жёлтым.
Говоря словами по проще, когда не работает светофор, нужно смотреть на знаки приоритета. В нашем случае проспект Металлургов — это главная дорога, поэтому, все кто едет по улице Рекордной должны пропускать движущиеся по проспекту машины.
Кто главнее: люди или машины?
У многих возникает вполне справедливый вопрос: кто кого должен пропускать, когда не работают светофоры, особенно, если это люди и машины.
Согласно правил дорожного движения:
- на не регулируемых переходах пешеход должен оценить расстояние до автомобиля, убедиться в безопасности движения и только после этого ступать на дорогу — если машина близко и не тормозит, то идти нельзя;
- участник дорожного движения не должен начинать, возобновлять или продолжать движение, осуществлять какой-либо маневр, если это может вынудить других участников движения, имеющих по отношению к нему преимущество, изменять направление движения или скорость;
- водитель обязан уступить дорогу пешеходу, который вступил на проезжую часть, переходит дорогу или идет по трамвайным путям.
Читая эти три пункта, конкретного ответа на вопрос нет. Получается, что каждый из участников движения должен быть бдительным и вежливым. Но всё же, водитель должен быть внимательнее, так как движется на транспортном средстве повышенной опасности.
Конкретно в нашем случае, проспект Металлургов – главная дорога. Следовательно, если по нему едут машины, то и пешеходы могут начинать переходить улицу Рекордную, то есть идти по переходу вдоль проспекта. А вот перейти проспект Металлургов без светофора будет сложнее – здесь только дожидаться, чтобы по нему никто не ехал и переходить по зебре только тогда, когда ты никому не помешаешь. И уж явно не перебегать дорогу перед несущейся машиной.
Но, на практике всё выглядит значительно проще: собирается толпа желающих перейти дорогу и просто прёт по переходу тормозя все автомобили. И даже в таком случае, пешеходы будут правы. Поэтому, не удивительно, что наш юный горе-водитель простоял так долго, ожидая, пока все желающие перейдут дорогу.
Страшнее волка
Со слов инструктора Юлии, для наших водителей самое страшное не глупые пешеходы, дорожные знаки и разметка, а живые регулировщики:
— Когда мои ученики попадают на перекрёсток с регулировщиком, они сразу теряются и впадают в ступор.
На практике, здесь всё предельно просто: водители и пешеходы должны выполнять дополнительные требования регулировщика, даже если они противоречат сигналам светофоров, требованиям дорожных знаков и разметки. Это значит, что регулировщик будет всегда прав и важнее, даже если работают светофоры.

К сожалению, на все перекрёстки с отключёнными светофорами регулировщиков не поставить. А таких, судя по последним данным, в Запорожье предостаточно.